Подросток – существо самобытное. Он является таким же феноменом для общества, как и для самого себя. Процессы познания внешнего мира и собственных внутренних противоречий – основная сфера деятельности подростков, несмотря на занятость в школе, в спортивной секции, в творческой среде. Самый важный ресурс подростка – его возраст. В юности многое можно успеть, многих ошибок не допустить, выстроить жизнь так, как хочется.
Однако понимание ценности юности приходит только через долгие годы, когда уже ничего изменить нельзя. Не в этом ли понимании, осознаваемом заранее, заключается подростковая грусть и тоска, туманной пеленой заволакивающая радость жизни? У взрослеющих детей есть два пути ухода от неприятного томления, мучающего сердце и изводящего душу. Это пути созидания и разрушения. От выбора, сделанного в юности, зависит то, как сложится судьба молодого человека или девушки. Выбор этот зачастую неосознанный, что и объясняет трудности воспитания в подростковом возрасте. Итак.
- Путь первый, конструктивный. Чтобы не тосковать о непонятном, непознанном, необъяснимом, подростки обращаются к художественной изобразительности музыки, живописи, рукоделия, к энергичности и закалке спортом, к интеллектуальному потенциалу науки и познавательной деятельности. Данный свыше или воспитанный в ранние годы талант помогает уйти от «одиночества в толпе» и реализовать креативную энергию созидания, заложенную в каждом человеке.Плоды творчества могут быть признаны общественностью не сразу, но они закладывают фундамент будущих достижений: бестселлеров, музыкальных произведений, диссертаций, инженерных проектов. Творчество суть не только уникальное свойство человека преображать окружающий мир доступными ему средствами: это радость творения, сравнимая разве что с ощущениями женщины, только что разродившейся первенцем.
- Путь второй — деструктивный. По этой кривой дорожке идут те, для кого мир и все его население кажутся враждебными априори. Не разбираясь в причинах собственной паранойи, подросток идет на сделку с совестью и тратит энергетические и эмоциональные «запасы» на деятельность, не приводящую ни к чему хорошему. Алкоголь, наркотики, сигареты, случайные сексуальные связи и азартные игры становятся пристанищем для тех, кого общественное непонимание завело в тупик самопознания.
Получая дозированное удовольствие, сменяющееся часами и днями раскаяния и покаяния, эти молодые люди продолжают попытки достигнуть вершины наслаждения проявлениями «темной стороны». Они попадают в ловушку многообещающей попытки: попробуй еще раз, и все будет хорошо. Замкнутый круг многие не в состоянии разорвать самостоятельно, поэтому центры психологической и врачебной помощи страждущим никогда не опустеют.
Запрограммировать отношение ребенка к себе и миру нереально, несмотря на старания воспитателей, учителей, родителей, психологов и специалистов по профориентации. Путь человека предначертан задолго до того, как он начинает мыслить и действовать самостоятельно. Именно от его желания изменить судьбу (и предрасположенность) или оставить все, как есть, и зависит, станет ли преодоление трудностей взросления шагом в счастливую взрослую жизнь или импульсом саморазрушения.